Новости

19:49

Промышленники РФ считают новые тарифы Минфина в ОПО несправедливыми и завышенными

Руководитель подкомитета по обязательным видам страхования РСПП Андрей Денисов назвал многократно завышенными и несправедливыми тарифы в новом виде обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов (ОПО), которые были рассчитаны Минфином РФ на основании методик ведомства.

А.Денисов заявил на пресс-конференции во вторник, что собственные расчеты промышленников и предпринимателей показывают, что тарифы в ОПО должны быть "в десятки и даже сотни раз ниже, предлагаемых Минфином РФ".

А.Денисов пояснил, что по сравнению с ныне действующими добровольными тарифами страхования опасных объектов предприятиям в РФ придется платить премию в сотни раз выше. Он привел пример, согласно которому для ОАО "РЖД" страховой тариф в ОПО увеличивается в 225 раз, а для ОАО "ФСК ЕЭС" - в 383 раза.

По оценкам заместителя председателя совета директоров предприятия "Уралхим" Дмитрия Осипова, из объема годовых сборов выше 30 млрд рублей в ОПО 24 млрд рублей "осядут в карманах страховщиков".

"По закону именно столько должно быть зарезервировано на выплату возмещения пострадавшим в ОПО. Однако понятно, что такого количества страховых событий и таких объемов ущерба быть не может", - сказал представитель "Уралхима".

В ходе обсуждения закона, который вступает в силу в РФ с 1 января 2012 года, представители РСПП критиковали и сам текст закона как несовершенный, и правила страхования, и тарифы. Вместе с тем глава подкомитета РСПП А.Денисов отметил, что "промышленники к безусловным преимуществам нового документа относят положение о защите граждан при наступлении аварий и увеличение выплат по риску "смерть" до 2 млн рублей".

По словам А.Денисова, промышленники не отрицают необходимости введения в РФ нового закона, устанавливающего ответственность предприятия за вред, причиненный третьим лицам в случае возникновения аварии. Однако промышленники настаивают на переносе введения в силу закона сроком на один год.

Главный специалист управления корпоративного развития ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" ("НЛМК") Нелли Мещерякова в ходе пресс-конференции высказала мнение, что "положение, вводящее обязательства промышленников по выплате пострадавшим в аварии до 2 млн рублей, никто не отвергает". Вместе с тем представитель предприятия считает возможным ввести это законодательное требование в обязательном порядке в рамках действующего законодательства.

Отвечая на вопрос "Интерфакса" о возможных источниках выплат по таким обязательствам со стороны небольших опасных предприятий при отсутствии у них средств, Н.Мещерякова признала, что "такой вариант развития событий возможен". Она добавила, что в этом случае руководство небольших опасных предприятий может страховать свою ответственность за ущерб третьим лицам в добровольном порядке (такое право у всех предприятий существует и сейчас, однако им пользуется незначительное количество небольших предприятий).

В ходе обсуждения представители РСПП ставили под вопрос необходимость включения в число получателей выплат по новому закону об ОПО сотрудников опасных предприятий, они полагают достаточной практику добровольного страхования сотрудников от несчастного случая. При этом в ходе обсуждения представители предприятий говорили о несопоставимо меньших тарифах по страхованию несчастных случаев для сотрудников в практике добровольного страхования по сравнению с тем, что предлагает Минфин в расчетах по ОПО.

Кроме того, представители предприятий в ходе встречи с журналистами высказали сомнения относительно целесообразности формирования перестраховочного пула в ОПО из действующих игроков российского рынка.

"Мы не понимаем, почему нельзя устанавливать тарифы по прямому страхованию в ОПО путем проведения тендеров на выбор страховщика и выбора наиболее оптимальной цены. Нам также непонятно, почему риски в перестрахование нужно передавать российским компаниям, в то время как международные перестраховщики могут принять их на себя по цене в сто раз дешевле", - подчеркнул руководитель подкомитета РСПП по обязательным видам страхования А.Денисов.

Со своей стороны, критикуя новый закон, заместитель директора департамента по экологической, пожарной безопасности группы "ГАЗ" Максим Поляшов заявил, что промышленников очень смущает право страховщиков предъявлять регрессные требования к предприятию, на котором произошла авария, после страховой выплаты.

Практически всегда при наступлении аварии на предприятии отыскиваются неисполненные предписания контролирующих органов, неисполнение которых привело к происшествию. Риск появления регрессных требований очень высок, считает М.Поляшов.

Отвечая на вопрос о том, что предполагает делать РСПП за оставшееся до вступления закона время, если его не удастся перенести, А.Денисов сказал, что "мы намерены как можно шире разъяснять свою позицию".

Как сообщалось ранее, несколько объединений крупных и средних предприятий обратилось в правительство РФ с просьбой о переносе сроков введения закона об ОПО на один год. Они признали закон несовершенным, тарифы, рассчитанные Минфином РФ, завышенными, и статистику, на основании которой это делалось, неадекватной.

Предприниматели упрекают правительство в том, что они лоббируют интересы страховщиков, и упрекают страховщиков в желании заработать побольше денег на новом виде страхования.

"В настоящее время правительство поручило Минэкономразвития и Минфину РФ найти возможности для установления компромисса по новому закону об ОПО, - отметила главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова. - Однако развитие дискуссии выявляет категорически непримиримые позиции договаривающихся сторон промышленников, как плательщиков взносов по ОПО, и разработчиков законопроекта. Сами представители РСПП заявили на встрече с журналистами, что в этой ситуации требуется независимый арбитр".

С другой стороны, аналитик отметила, что "стремление страховщиков к беспрецедентным скидкам при страховании различных интересов предприятий в последнее время сыграло с ними злую шутку". "Теперь, когда представители клиентов смотрят на обоснованные тарифы, подтвержденные математическими расчетами, они им кажутся дикими", - сказала А.Долгополова.

Законопроект об ОПО первоначально разрабатывался по инициативе МЧС, затем эту инициативу перехватили депутаты Госдумы. Депутатский вариант законопроекта был принят в первом чтении и прошел подготовку ко второму чтению, но был остановлен в 2007 году. Работа над законопроектом возобновилась после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей в августе 2009 года.

Конструкция закона предусматривает выплаты пострадавшим в результате аварий на производстве, в том числе сотрудникам опасных предприятий, в размере до 2 млн рублей. Также законом предусмотрены выплаты но новому риску - ухудшению условий жизнедеятельности граждан из-за аварии.

Кроме того, законопроект предусматривает выплату имущественного ущерба пострадавшим.

До настоящего времени в РФ действует порядок вмененного страхования ответственности опасных предприятий, который не приводит по существу к реальным выплатам. Предельный лимит ответственности по таким полисам по всем рискам составляет 7 млн рублей. В новом законопроекте в зависимости от категории, к которой относится опасный проект, лимит ответственности по новому полису может достигать 6,5 млрд рублей. Соответственно многократно возрастает и стоимость страхования.

© insurance-elements

Бесплатный хостинг uCoz